Форма входа

Поиск

Буддийские праздники Праздники славян Православные праздники Информер праздники сегодня

Наш опрос

Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Ужасно
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 33
Яндекс цитирования



Суббота, 25.11.2017, 04:55
Приветствую Вас Гость | RSS
Hei-Long
Главная | Регистрация | Вход
Трикстер - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: HeiLong, Armida, Sam 
Форум » Паранормальные явления » Демонология » Трикстер
Трикстер
SamДата: Вторник, 05.10.2010, 15:23 | Сообщение # 1
Универсальный Бог
Группа: Администраторы
Сообщений: 707
Статус: Offline
ТРИКСТЕР (англ. trickster – обманщик, ловкач), архаический персонаж ранней мифологии практически всех народов земли. Термин введен в научный обиход американским антропологом Полом Радином, впервые предпринявшим исследование архетипа трикстера в культурологическом анализе мифологии индейцев виннебаго. Впоследствии трикстер становился предметом исследования множества ученых – философов, антропологов, культурологов, фольклористов, театроведов и др. К концу 20 в. в философии и культурологии трикстер был признан одним из основополагающих персонажей человеческой культуры.
Трикстер (в мифах разных культур воплощенный в Кролике, Вороне, Пауке и т.д.) отличается лукавством, хитроумием, коварством, жестокостью, способностью к трансформациям или перевоплощению. Он всегда одновременно творец и разрушитель, обманщик и жертва обмана. У него нет сознательных желаний, его поведение определяется инстинктами и импульсами. Он не знает ни добра, ни зла, хотя и несет ответственность и за то, и за другое.

Часто трикстер выступает под маской божества или полубога: египетский Сет, скандинавский Локи, греческий Геркулес и т.д. В подавляющем большинстве мифов трикстер – «второй» творец мира; в определенном смысле он является комическим дублером культурного героя. Однако двойственность, амбивалентность заложена в самом трикстере и является его основополагающим свойством: он то остроумен, активен, находчив; то – ленив, невежествен и глуп. Трикстер – зачинщик распрей и конфликтов, которые навлекают унижения и побои на него самого. Иногда он даже меняет пол, что также имеет двоякое истолкование: во многих культурах половая травестия была символом пассивного мужеложства, но в шаманизме считалась одним из высших достижений шамана-мужчины. Любые действия трикстера не поддаются однозначной оценке, в том числе и этической, не укладываясь в рамки «положительного» или «отрицательного». Для него не существует ни моральных, ни социальных ценностей; он руководствуется лишь собственными страстями и аппетитами, и, несмотря на это, только благодаря его деяниям все ценности обретают свое настоящее значение.

Этот персонаж получил огромное развитие в традициях карнавальной культуры (травестия, ряженье, т.е. традиционные карнавальные приемы несомненно, суть продолжения способностей трикстера к превращению в разных животных и перемене пола); а позднее – в театральной культуре Ренессанса, в частности в комедии дель арте (кстати, именно здесь особенно явственно в пластике персонажей сохранены гомосексуальные и бисексуальные особенности трикстера – например, известные гравюры Ж.Калло).

Далее трикстеровская двойственность комедийных персонажей сохранялась в основном в народном театре – уличном, балаганном и особенно кукольном (по одной из версий культурологов кукла всегда в определенном смысле есть воплощение трикстера). От трикстера ведут свою родословную традиционные персонажи народного кукольного театра разных стран: Петрушка, Панч, Пульчинелла, Гансвурст, Видушака, Карагез, Палван-Качал и т.д. Они несомненно обладают трикстеровской амбивалентностью, отсутствием нравственного абсолюта, плутовством, коварством, жестокостью и простодушием; склонностью попадать в дурацкие ситуации и при этом выходить из них победителем.

В литературной же традиции феномен трикстера развивался несколько иным путем. Если в прозе, особенно крупных форм, «наследники» трикстера представлены достаточно широко (скажем, средневековые Гаргантюа и Пантагрюэль Ф.Рабле; позднее – Тиль Уленшпигель Ш.Костера и даже Швейк Я.Гашека и мн.др.), то в драматургии (а значит, и в светском театре) подобных героев не было на протяжении нескольких столетий. Развитие психологической направленности драматургии, стремившейся создавать объемные, но внутренне непротиворечивые характеры, привела к фактическому разделению единого образа трикстера на разные, условно говоря, «положительные» и «отрицательные» персонажи. Несомненно, это связано с традиционно признаваемой воспитательной функцией театрального искусства, призванного формировать высокие чувства и отстаивать нравственные идеалы. Эти традиции были одинаково сильны практически во всех эстетических направлениях постренессансного театра – классицизме, просвещении, романтизме, сентиментализме, реализме, социальной драме. Пожалуй, только театральный символизм остался в стороне от настойчиво формируемого нравственного идеала; однако вся эстетическая и идейная концепция символизма была крайне далека от трикстеровской темы.

Однако с развитием новейшего театра, особенно постмодернистского (в частности, трагикомедии с ее нравственным релятивизмом) в сценическом искусстве вновь появляются персонажи, обнаруживающие свое родство с трикстером. Конечно, их характеры создаются совсем иными изобразительными средствами; тем не менее, в трагикомических и абсурдистских произведениях самых разных авторов встречается новое развитие темы трикстера. Один из самых любопытных и неожиданных ранних примеров новой драматургии – Шарлотта в Вишневом саде А.Чехова, странное, почти бесполое существо, шут, не имеющий прямого отношения к развитию сюжета, но определяющий общую эстетику пьесы и в определенном смысле становящийся ее камертоном.

Наверное, мировому театру было насущно необходимым пройти через этап однозначных сценических амплуа, чтобы на новом витке своего развития вернуться к одному из важнейших архетипов нашей культуры – амбивалентному трикстеру.

Татьяна Шабалина

**************************************************************

Мифологические трикстеры
Мифология абенаков … Азебан
Мифология австралийских аборигенов … Бамапана
Аканская мифология … Куаку Ананси
Арабская мифология … Юха
Мифология ацтеков … Тескатлипока
Мифология Ашанти … Анаси
Мифология Банту … Заяц (Цуро или Калулу)
Мифология басков … Маленький Сен-Мартин
Болгарский фольклор … Хитър Петър (Обманщик Петр)
Бразильский фольклор … Саки-Перере
Вуду … Папа Легба
Гавайская мифология … Ива, Каулу, Купуа, Мауи, Пекои
Германо-скандинавская мифология … Локи, Один
Германский фольклор … Мефистофель
Голландский фольклор … Рейнарт-лис, Тиль Уленшпигель
Древнегреческая мифология … Эрида, Прометей, Гефест, Гермес Трисмегист, Одиссей (пример трикстера-человека, который избегает опасностей, например, смерти от рук циклопа Полифема благодаря своему уму), Сизиф (первый в истории лжец, жестоко наказанный за свои преступления), Фаэтон
Западноафриканская мифология … Ананси
Зулусская мифология … Тиколоше
Индонезийский фольклор … Канчиль
Индуизм … Дитя-Кришна похищающий масло
Иудаизм … Асмодей, Иаков, Лилит
Мифология Йоруба … Эшу
Кельтская мифология … Фэйри, Пук
Китайская мифология … Нежа, Сунь У-кун (Король Обезьян)
Мифология Кроу … Аваккуле, Маннегиши
Мифология Кунг … Мантис
Мифология лакотов … Иктоми Хейока
Мифология Леванта … Ям
Мифология мивоков … Койот
Мифология навахо … Тоненили
Фламандский и Немецкий фольклор … Тиль Эйленшпигель
Мифология нутка … Чюлен, Гугуйни
Мифология Оджибве … Нанабуш
Осетино-нартская мифология … Сосруко
Мифология олони … Койот
Полинезийская мифология … Мауи
Мифология Помо … Койот
Танцы Пуэбло … Священные клоуны — Кошары Пайякяму
Славянская мифология … Велес
Среднеазиатская мусульманская мифология … Ходжа Насреддин
Фольклор США … Братец Кролик и Тетушка Нэнси (адаптация Ананси
Тибетский фольклор … Агу Тонпа
Мифология Тумбука … Заяц Калулу
Мифология Фиджи … Досина
Французский фольклор … Ренар-лис
Мифология Хайда … Нанкил’слас (Ворон), (Койот)
Мифология Хопи и Зуни … Кокопелли
Христианство … апостол Иуда Искариот
Мифология цимши … Цаамсм, Ворон, «Виигьет» (Большой Человек)
Мифология Чиппева … Нанабожо
Чукотско-корякско-ительменская мифология … Кутх
Эскимосская мифология … Амагук
Эстонская мифология … Каваль-Антс (Вили Антс)
Мифология Юта … Цинн-ан-ев
Японская мифология … Кицунэ, Сусаноо, Каппа
Мифология Виннебаго … Ваджкункага
Мифология Манси … Куль-Отыр



Нет победителей и побежденных. Есть лишь те, кто сражается, и те, кто приходят пировать на поле боя после сражения. Человек никогда не сражается с миром. Он всегда сражается с самим собой.

 
Форум » Паранормальные явления » Демонология » Трикстер
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017