Форма входа

Поиск

Буддийские праздники Праздники славян Православные праздники Информер праздники сегодня

Наш опрос

Оцените мой сайт
1. Отлично
2. Ужасно
3. Хорошо
4. Неплохо
5. Плохо
Всего ответов: 33
Яндекс цитирования



Суббота, 19.08.2017, 19:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Hei-Long
Главная | Регистрация | Вход
Вайдань-цигун - Форум


[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Модератор форума: HeiLong, Sam 
Форум » Здоровье » Цигун » Вайдань-цигун
Вайдань-цигун
SamДата: Воскресенье, 13.09.2009, 09:40 | Сообщение # 1
Универсальный Бог
Группа: Администраторы
Сообщений: 707
Статус: Offline
Введение

Вайдань — это практика улучшения циркуляции ци путем стимулирования отдельных частей тела. Накапливаемая в них мощная энергия затем на­правляется в систему каналов ци. Вайдань буквально означает «внешний [алхимический] эликсир [жизни]» (синоним — цзинъданъ, или «золотой эликсир»). Вероятнее всего, этот термин происходит из алхимии. Боль­шинство китайских алхимических текстов написано даосами, и даосы же много сделали для развития цигун. Поэтому вполне уместно именовать техники цигун, способствующие здоровью, силе и долголетию, таким даосским названием.
В этой главе сначала будут объяснены принципы практики вайдань-цигун. Затем мы представим самый знаменитый метод вайдань, ицзиньцзин Да Мо. Далее вы познакомитесь с рядом других комплексов вайдань, в том чис­ле со стоячим вариантом знаменитых «Восьми кусков парчи» (бадуцаньцзинь). Читателю рекомендуется попробовать все описанные в этой главе упражне­ния, а затем составить свою собственную программу тренировок. Например, можно выбрать один комплекс и заниматься им каждый день на протяжении нескольких месяцев или даже лет, а можно каждый день выполнять другой комплекс. Ваши потребности будут меняться по мере вашего развития, поэ­тому подходите к практике гибко.

Принципы вайдань-цигун

Упражнения вайдань делятся на подвижные (динамичные) и неподвижные (статичные). В подвижных упражнениях определенные мышцы поочередно расслабляются и напрягаются. Напряжение должно быть как можно меньшим, поскольку сильное напряжение сужает каналы ци и затрудняет поток энергии. Некоторые практикующие вообще не напрягают мышцы, но лишь мысленно представляют себе это напряжение. Другие напрягаются ровно настолько, чтобы помочь сосредоточению. Когда одна из частей тела упраж­няется таким образом несколько минут, в этой области накапливается ци, обычно ощущаемая как тепло. Такая накопившаяся под воздействием уп­ражнений энергия ци считается более «высокой». Происходит также приток крови. Когда мышцы расслабляются, кровь и высокоэнергетичная ци отте­кают в близлежащие «низкоэнергичные» области тела. Таким образом и улучшается циркуляция ци.
Согласно теории акупунктуры, каждый канал ци связан с каким-то внут­ренним органом. Если ци циркулирует плавно, то и органы функционируют нормально. Если же орган не в порядке, нужно усилить поток ци через соот­ветствующий канал.
В динамичных упражнениях вайдань сознание сосредоточивается на дыхании. Одновременно вы визуализируете энергию ци, направляемую вами в определенную часть тела. Система каналов ци тесно связана с головным мозгом, поэтому сосредоточение и визуализация помогают управлять цир­куляцией ци. Управляемая же циркуляция ци, в свою очередь, развивает способность мышц к сверхнормальному напряжению. Это и есть «внут­ренняя сила вайдань». Например, чтобы накопить ци в ладонях, представьте себе, что перед вами стоит препятствие и вы пытаетесь оттолкнуть его. При этом не надо сильно напрягать мышцы! Лучше, если усилие будет прило­жено, в основном, в вашем воображении. Чем лучше вы представите себе, как вы толкаете тяжелый предмет, тем сильнее будет приток ци к ладоням. Практикуя упражнения вайдань, надо быть спокойным, расслабленным и естественным. Сознание должно концентрироваться на дыхании через Даньтянь и на управлении потоком ци.
В подвижных упражнениях вайдань есть один недостаток. Поскольку во время тренировки вы поочередно напрягаете и расслабляете мышцы, у вас будет накапливаться не только внутренняя энергия, но и мышечная масса, а излишняя мускулатура может перекрывать каналы ци. Если переразвитые мышцы не получают регулярных нагрузок, на них накапливается жир, кото­рый еще больше сужает каналы, что приводит к застою ци и крови. Общие симптомы такого застоя — повышенное кровяное давление, локальные бо­ли, плохая контролируемость мускулатуры. В китайских боевых искусствах это называется саньгун, или «рассеивание энергии». Но если вы избежите чрезмерного развития мускулатуры, саньгун вам не грозит.
В неподвижном вайдань также происходит работа с определенными груп­пами мышц, но без чередования напряжения и расслабления. Например,один из видов неподвижного вайданъ заключается в вытягивании рук перед собой и удержании этой позы. Через несколько минут нервы рук и плеч пе­реходят в более высокое энергетическое состояние и, когда вы опускаете ру­ки и расслабляетесь, накопленная ци идет в области с более низким потен­циалом. По такому же принципу движется электрический ток в замкнутой цепи. Поскольку мышцы не нагружаются, нет опасности их чрезмерного развития. При этом выносливость мышц повышается. Статичные упражне­ния вайданъ эффективны только как оздоровительное средство и не исполь­зуются в боевых искусствах, потому что они не тренируют координацию циркуляции энергии и мышечного напряжения.
Если сочетать практики вайданъ и нэйданъ (как, например, в тайцзи-цюане), то можно научиться накапливать ци в Данътяне и произвольно выво­дить эту энергию в те места, где необходимо улучшить циркуляцию ци.

Да Мо и его упражнения «ицзиньцзин»

Да Мо из рода Чадили, на Западе более известный как Бодхидхарма , до принятия буддизма был царевичем небольшого народа в Южной Индии. Из отрывочных исторических свидетельств известно, что он родился около 483 го­да н. э. В то время китайцы считали Индию важнейшим духовным центром, поскольку она была родиной и источником буддизма — учения, приобретав­шего в Китае все большую популярность. Китайские императоры отравляли послов в Индию — изучать буддизм, приобретать буддийские книги и пригла­шать в Китай индийских учителей. Таким приглашенным учителем был и Бодхидхарма.
Многие считают его бодхисаттвой, то есть просветленным существом, отвергшим нирвану ради спасения остальных людей. Если говорить в самых общих чертах, буддизм — это одна из мировых религий, основанная на вере в то, что Гаутама (Будда) достиг нирваны, то есть совершенного блаженства и свободы от цикла рождений и смертей, и сообщил всем о том, как можно войти в это состояние.
Есть три главные школы буддизма, которые называются «Тремя колес­ницами» (по-китайски — санъ шэн). Первая из них — Махаяна, или да шэн, «Большая колесница». К ней относятся тибетский буддизм и чань- (дзэн-) буддизм, очень хорошо известный на Западе. Вторая — Пратьекаяна, или чжун шэнъ, «Средняя колесница». Это учение буддийского действия, которое практикуют преимуществен­но странствующие проповедники. Третья — Хинаяна, или сяо шэн, «Малая колесница». Ее цель — достижение личного просветле­ния, и практикуют ее монахи-аскеты.

Да Мо относился к школе Ма-хаяна и прибыл в Китай в 526 или 527 году, в правление лянского им­ператора У-ди. По рекомендации кантонского губернатора Сяо Ана был удостоен высочайшей ауди­енции. Император, однако, оказал­ся не в восторге от буддийской тео­рии Да Мо, и учитель нашел при­станище в монастыре Шаолинь в провинции Хэнань, где и провел остаток жизни.

Монастырь Шаолинь был по­строен ок. 400 г. н. э. по приказу вэйского императора для буддис­та по имени Бато , и предназна­чен он был первоначально лишь для проповеди и богослужения. Никаким боевым тренингом мо­нахи не занимались.
Когда же в монастырь пришел Да Мо , он обратил внимание на физическую слабость монахов, и это его так расстроило, что он уда­лился в уединение на целых девять лет (см. рис. 2-3). За это время он написал две книги, из которых до нас дошла только одна — Ицзинь-цзин («Канон изменения мышц и сухожилий»). После возвращения из уеди­нения Да Мо оставался в Шаолине до своей смерти в 540 г., в возрасте 57 лет. Сунский поэт Лу Ю так описал философию Да Мо:

Не чувствовал отвращения к пороку и злу,
Не гнался за удовлетворением желаний,
Не жертвовал мудростью ради общества глупцов,
Не отказывался от чуда для сохранения истины,
Стремился к великому Дао без чрезмерности,
Достигал сердца Будды без защищенности,
Не держался пути обыденной святости,
Превосходил собственное творение.

Вот уже более четырнадцати веков шаолиньские монахи практикуют уп­ражнения вайдань, придуманные Да Мо. Эти упражнения, прежде секрет­ные, были открыты широкой китайской публике только в XX веке. Они лег­ки, но польза от них ощущается очень скоро. Шаолиньцы делали упражне­ния не только для улучшения круговорота ци и укрепления здоровья, но и для накопления внутренней силы путем концентрации ци в соответствующих мышцах. Поскольку эти упражнения динамичны, есть риск чрезмерного развития мышц, о котором говорилось выше. Поэтому монахи после выпол­нения упражнений Да Мо занимаются нэйданъ — специальной медитацией для прочистки каналов.

а. Каменный монумент, установленный на месте медитации Да Мо перед стеной.

б. Камень с нерукотворным образлм Да Мо, найденный на месте его медитации.

Для занятий надо найти место со свежим воздухом и встать лицом на вос­ток, с расслабленной и естественно-прямой спиной, ноги поставить на ширину плеч, стопы параллельно. Стоя лицом к востоку, вы используете вращение зем­ли и поток энергии от солнца. Держа стопы параллельно, вы позволяете ногам быть расслабленными. Рот держите закрытым и касайтесь кончиком языка неба, но без лишних усилий. В китайской медитации это касание называется дацяо, или «постройка моста», поскольку оно соединяет циркуляцию Инь и Ян. При таком положении языка во рту бу­дет скапливаться слюна. Просто сглатывайте ее, увлажняя тем самым горло.
Ключ к успеху в данных упражнениях — концентрация сознания на упражняемой части тела и на дыхании.
Есть обстоятельства, при которых от занятий следует воздержаться. Во-первых, когда вы голодны или, наоборот, плотно поели. Подождите по крайней мере 30 минут, а лучше час после еды, чтобы ци не была вся сосре­доточена в пищеварительной системе. Во-вторых, избегайте заниматься в течение одного дня до и одного дня после полового акта. В-третьих, не за­нимайтесь, когда вы устали и внимание ваше рассеивается. В-четвертых, не занимайтесь после употребления алкоголя. И наконец, не занимайтесь, когда вы чем-то обеспокоены, ибо это тоже мешает сосредоточению.
Формы выполняйте непрерывно и в указанной последовательности, что­бы сохранить созданную энергию. Например, первая форма создаст энергию в запястьях. Вторая передаст эту энергию в пальцы и ладонь и продолжит на­копление энергии. Третья форма передаст энергию из ладоней и запястий в руки т. д.
Повторяйте каждую форму по 50 раз. Один повтор включает в себя вдох во время расслабления мышцы или конечности и выдох во время мысленно­го напряжения мышцы и сосредоточения на образе энергии, текущей к это­му месту.
После 50 повторов начинайте следующую форму без остановки. Начина­ющим покажется трудно выполнить более пяти форм за одно занятие, но и пять форм — очень неплохо, ведь это примерно 20-минутная тренировка! Но можно предложить начинающим и другой путь: выполнить все 12 форм, но с меньшим количеством повторов — скажем, двадцать раз. И тогда занятие займет опять-таки около 20 минут.
Занимаясь один-два раза в день, вы должны отработать все формы за шесть месяцев. Три года таких занятий дадут вам невероятное количество энергии и силы. Эти упражнения разовьют ваши нервы и мышцы в доста­точной степени для эффективной практики боевых искусств. Для оздорови­тельных целей пяти форм в день вполне достаточно.

Итак, комлекс Да Мо:

Форма 1 (рис. 2-4). Руки свободно опущены, ладони раскрыты и смотрят вниз, пальцы направлены вперед. Локти чуть согнуты. Представьте себе, что вы толкаете ладонями вниз на выдохе и расслабля­ете их на вдохе. Эта форма привлекает энергию ци в область запястий. Ладо­ни и запястья почувствуют тепло после 50 повторов.

Форма 2 (рис. 2-5). Не двигая руками, сожмите кулаки так, чтобы ладо­ни были по-прежнему направлены вниз, а большие пальцы отставлены в сторону бедер. Представьте себе, что на выдохе вы крепко сжимаете кулаки и отводите большие пальцы назад, а на вдохе расслабляетесь.

Форма 3 (рис. 2-6). Опять-таки не двигая руками, поверните кулаки ладонями друг к другу и большой палец положите на остальные. Пред­ставьте, что вы слегка сжимаете кулаки на выдохе, расслабляете кисти на вдохе. Стимулируются мышцы и нервы рук, в них накапливается энер­гия ци.

Форма 4 (рис 2-7). Прямые руки поднимите прямо перед собой, ладоня­ми друг к другу. Форма кисти — кулак. Представляйте себе, что вы крепче сжимаете кулаки на выдохе, расслабляете на вдохе. Это привлекает энергию к плечам и грудной клетке.

Форма 5 (рис. 2-8). Поднимите руки вверх, ладонями друг к другу, кулаки сжаты. Представляйте себе то же самое. Приток энергии — к плечам, шее и бокам.

Форма 6 (рис. 2-9). Опустите руки так, чтобы плечи (верхние части рук) были параллельны земле, локти согнуты, кулаки на уровне ушей, ладонями
вперед. Представляйте себе то же самое. Приток энергии — к бокам, груди и плечам.

Форма 7 (рис. 2-10). Руки в стороны, ладони смотрят вперед. Представ­ляйте себе то же самое; энергия притекает к плечам, груди и спине.

Форма 8 (рис. 2-11). Руки перед грудью, ладони смотрят друг на друга, но локти чуть согнуты, чтобы руки образовывали разомкнутый круг. Представ­ляйте себе, что на выдохе вы сжимаете кулаки и направляете концентриро­ванную энергию через руки к кулакам, а на вдохе расслабляетесь.

Форма 9 (рис. 2-12). Подтяните кулаки к себе, сгибая локти. Кулаки ря­дом с лицом, ладони вперед. Представляйте себе сжимание кулаков на вы­дохе, расслабление на вдохе. Эта форма похожа на форму 6, но в данном слу­чае кулаки расположены ближе и выставлены дальше вперед — перед лицом, а не возле ушей, поэтому задействованы другие группы мышц. Эта форма усиливает поток энергии через руки.

Форма 10 (рис. 2-13). Поставьте предплечья вертикально. Кулаки смот­рят вперед, плечи развернуты и параллельны полу. Представляйте себе то же самое. Эта форма заставит циркулировать энергию, накопленную в области плеч.

Форма 11 (рис. 2-14). Сохраняя локти согнутыми, опустите кулаки на уровень живота, ладонями вниз. Представьте себе, что вы сжимаете кулаки и направляете энергию по кругу в руках на выдохе, а на вдохе расслабляе­тесь. Это первая «восстановительная» форма.

Форма 12 (рис. 2-15). Прямые руки перед грудью, ладони раскрыты и смотрят вверх. Представьте себе, что вы поднимаете вверх что-то лежащее на ладонях на выдохе и отдыхаете на вдохе. Это вторая «восстановительная» форма.

После выполнения комплекса постойте некоторое время со свободно опущенными по бокам руками, а еще лучше — лягте и расслабьтесь пол­ностью. Дышите нормально и почувствуйте, как в течение нескольких минут перераспределяется энергия в вашем теле.

Источник: Ян Цзюньмин "Цигун для здоровья и боевых искусств"



Нет победителей и побежденных. Есть лишь те, кто сражается, и те, кто приходят пировать на поле боя после сражения. Человек никогда не сражается с миром. Он всегда сражается с самим собой.

 
Форум » Здоровье » Цигун » Вайдань-цигун
Страница 1 из 11
Поиск:


Copyright MyCorp © 2017